Российские железные дороги занимают доминирующее положение на транспортном рынке страны. Рассмотрим исторические, экономические и инфраструктурные причины монопольного положения компании.

Содержание

Основные причины монополии РЖД

  • Историческое наследие - единая железнодорожная система СССР
  • Государственная собственность - стратегическое значение железных дорог
  • Высокие входные барьеры - огромные капитальные затраты на инфраструктуру
  • Эффект масштаба - преимущества единой сети
  • Регуляторные ограничения - сложность доступа частных операторов

Структура железнодорожного рынка России

Распределение активов

Сфера деятельностиДоля РЖД
Инфраструктура (пути, станции)100%
Грузовые перевозки85-90%
Пассажирские перевозки95%

Попытки демонополизации

  1. Создание частных операторов грузовых вагонов (2000-е годы)
  2. Разделение на инфраструктурную и перевозочную компании (2003 г.)
  3. Допуск частных операторов в пригородные перевозки
  4. Пилотные проекты частных пассажирских перевозчиков

Преимущества монопольного положения

  • Единые технические стандарты
  • Синхронизация расписаний
  • Возможность перекрестного субсидирования
  • Координация инвестиционных программ

Проблемы монополии

Критики указывают на недостатки: отсутствие конкуренции, медленные темпы модернизации, бюрократизацию, сложность внедрения инноваций и зависимость регионов от решений центрального офиса.

Другие статьи

Как называется Макдональдс в Минске и прочее